Автор Тема: Вскрытие и подготовка карьерного поля  (Прочитано 1346 раз)

Оффлайн VargWolf

  • Administrator
  • Посетитель
  • *****
  • Сообщений: 82
  • Репутация: 9999
    • E-mail
Вскрытием карьерного поля называют проходку капитальных горных выработок, обеспечивающих доступ с поверхности к рабочим горизонтам карьера, подготовкой карьерного поля — проведение разрезных траншей, обеспечивающих образование уступов.

Вскрытие рабочих горизонтов карьеров осуществляется при помощи открытых горных выработок; иногда для вскрытия используются подземные горные выработки или их комбинации с открытыми. Наиболее распространенными вскрывающими горными выработками являются капитальные наклонные и крутые траншеи. В зависимости от рельефа поверхности капитальная траншея может иметь форму поперечного сечения в виде трапеции или неправильного четырехугольника. Продольный уклон траншеи устанавливается в зависимости от вида карьерного транспорта. При железнодорожном транспорте с тепловозной и электровозной тягой уклон принимается равным соответственно 20—30 и 30— 40%о, при автомобильном транспорте — 60— 100%о, при конвейерном транспорте — до 17—19°, при скиповом подъеме — от 19 до 90°.

Капитальные траншеи могут быть внешними и внутренними. Внешние капитальные траншеи проходят за пределами контура карьера. Вскрытие с помощью внешних капитальных траншей применяется при разработке горизонтальных и пологих пластов, залегающих на небольшой глубине. В   местах   пересечения   наклонной   капитальной   траншеи   с   рабочими горизонтами устраивают съезды. Внешние наклонные траншеи можно использовать для вскрытия верхних горизонтов карьеров при разработке наклонных и крутых пластов.
Внутренние наклонные траншеи проводят на бортах карьера. Такое расположение траншей требует меньшего объема земляных работ.

В зависимости от мощности карьера и размеров карьерного поля может быть одна или несколько капитальных траншей. Трассы капитальных траншей в плане разделяются на простые и сложные. Сложные трассы состоят из нескольких участков, имеющих разное направление. Формы трассы капитальных траншей разделяют на тупиковую, петлевую, спиральную и комбинированную. Выбор формы трассы определяется условиями залегания полезного ископаемого, рельефом поверхности, размерами карьерного поля и видом карьерного транспорта. Тупиковая форма трассы применяется при железнодорожном транспорте, а петлевая — при автомобильном. Капитальные траншеи внешнего заложения всегда имеют простую форму трассы.

Продолжением капитальных траншей служат разрезные траншеи для подготовки уступов. Уклоны разрезных траншей принимают равными 0,003—0,005 для обеспечения стока воды.
Траншеи проводят с использованием экскаваторов типа прямая мех-лопата (при необходимости с применением драглайна) и одним из видов карьерного транспорта. Различают транспортный и бестранспортный способ проходки траншей. В первом случае вынимаемые породы транспортируются на значительное расстояние железнодорожным, автомобильным или конвейерным транспортом, во втором они складируются экскаватором на борту проходимой траншеи. Бестранспортный способ проходки капитальных траншей значительно экономичней, чем транспортный, однако область его применения ограничена проходкой капитальных траншей внешнего заложения и траншей внутреннего заложения на верхних границах карьерного поля.

В некоторых случаях при проходке траншей используются взрывы на выброс, средства гидромеханизации и колесные скреперы.

Работы по проходке капитальных и разрезных траншей ведутся как при строительстве карьера, так и в ходе его эксплуатации. Проходка траншей в период строительства входит в объем горно-капитальных работ. После окончания проходки капитальных траншей целесообразно использовать экскаваторы на последующих эксплуатационных работах.

Режим горных работ — это установленная проектом последовательность выполнения объемов вскрышных и добычных работ во времени за период существования карьера. Возможно табличное и графическое представление режима горных работ карьера. В результате исследования режима горных работ строится график изменения извлекаемых объемов полезного ископаемого и вскрышных пород во времени, характеризующий работу карьера (объем вскрыши и полезного ископаемого, скорость подвигания фронта работ, темп углубки, протяженность фронта работ, коэффициент вскрыши и т. п.).
Занимаюсь сельским хозяйством с 2017 года
http://agronom-blog.ru

Горное дело - форум шахтеров и горняков