Автор Тема: Проблемя хищения топлива на предприятиях  (Прочитано 266 раз)

Оффлайн Pavel Gubin

  • Посетитель
  • **
  • Сообщений: 2
  • Репутация: 0
    • E-mail
Добрый день! На сегодняшний день достаточно актуальна проблема хищения топлива на горнодобывающих предприятиях. Были случаи, что до 60% закупаемого топлива (а вы представьте сколько это по меркам большого карьера) расходилось по карманам. Проблема особенно актуальна во время кризиса, когда у компаний и без хищений всяких денег нет. В связи с этим создаю данную тему. Что-то взял из интернета, что-то из личного опыта.
Проблема снижения затрат на горюче-смазочные материалы сегодня, для компаний имеющий свой автотранспорт, актуальна как никогда. В данной статье мы постараемся указать на те способы хищения топлива, которые имеют место во многих компаниях и рассказать о возможных мерах пресечения.

Итак, существует следующая цепочка:

Администрация - бухгалтер- заказчик -диспетчерская служба - АЗС - водитель.

Администрация. В большинстве случаев администрация компании сама создает условия, позволяющие осуществлять хищение ГСМ. Зачастую этому способствует отсутствие контроля и определенного регламента по списанию и учету списанию ГСМ, отсутствует соответствующая документация, и утвержденные нормы расхода топлива сильно завышены. Расхождение в нормах расхода ГСМ на одну и ту же технику в разных автотранспортных предприятиях достигает 20%. Во избежание подобных явлений, следует разработать единые нормы расхода, что позволит выявить нарушения и ввести в курс дела руководство компании.

Бухгалтерский учет.Обычно списание ГСМ осуществляется по заправочным ведомостям и предъявленным счетам. Это серьезное нарушение. Списание топлива необходимо проводить с учетом детального анализа путевых листов и их соответствия с заправочными ведомостями.

Заказчик. Очень часто мастера, прорабы, начальники цехов и прочие лица, владеющие правом подписи путевых листов, абсолютно не заинтересованы в снижении себестоимости услуг автотранспортного предприятия за счет ГСМ. По своему незнанию они готовы подписать все что угодно, а иногда и умышленно, вступая в сговор с водителем. Самый известный способ хищение ГСМ- продажа топлива и раздел полученных средств. Часто техника просто простаивает на дежурстве, а в путевых листах указывается списание до 500 литров. Чем не золотая жила. Для предотвращения подобных явлений необходимо провести инструктаж лиц, обладающих правом подписи путевых листов, а так же ввести единую форму документа, где будут прописываться показатели работы специального оборудования, пробега, двигателя с нагрузкой и без.

Диспетчерская служба. Не редкость, когда по указанию вышестоящего руководства путевые листы выписываются диспетчером задним числом. Для того чтобы исключить возможность таких махинаций, необходимо вести строгую нумерацию бланков и при несовпадении по датам взыскивать с виновных ущерб. Старший диспетчер должен тщательно следить за ведением отчетности и требовать от диспетчеров обоснование использованных бланков. Следует исключить возможность появления бланков с повторной нумерацией, так как это дает возможность списывать похищенное горючее. В подобных случаях диспетчера пропускают такие листы умышленно, либо уменьшают объем заправленного горючего. Необходимо проводить ежемесячную проверку путевых листов и при выявлении факта перерасхода ГСМ применять к нарушителям административные меры.

Автозаправочные станции. Из-за небрежности операторов АЗС, часто фактический номер путевого листа не совпадает с его номером в заправочной ведомости. Так же частым явлением можно назвать умышленное уменьшение показателей заправленного топлива в путевом листе, либо вообще отсутствие показателей. Так, на  одной заправочной станции оператор ежемесячно списывала около 200 литров бензина, не указывая этих заправок в путевых листах. Кроме того, не редки случаи выдачи топлива на несуществующий путевой лист, либо на технику, не принадлежащую АТП.

Водители.Самый популярный способ хищения ГСМ- сговор с операторами АЗС и преуменьшение показателей заправленного горючего. Так же не редкость и сокрытие факта наличия в баках горючего. Так, например, в путевых листах указываются объёмы остатков в количестве 20-25 литров, а по факту-до 400 литров списанного топлива. Доля борьбы с подобными нарушениями следует применять ежедневные замеры количества топлива при выезде на маршрут и по возвращению.

Отдельно нужно сказать несколько слов об электронных заправочных картах. Так как их проверку никто не осуществляет, водители практикуют передачу своих карт посторонним лицам, которые осуществляют по ним заправку личного транспорта.

Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод, что только совместными усилиями и всеобщей организацией, возможно изжить недобросовестных сотрудников и расхитителей ГСМ. Для этого следует организовывать курсы повышения квалификации, проводить беседы и четко прописывать в должностных обязанностях все права и действия сотрудников.

Ну и пример из жизни. К нам обратилось руководство крупного карьера, в котором постоянно пропадало топливо. В итоге выяснилось, что ежедневно с территории карьера вывозился один битком набитый дизелем топливозаправщик (20т.л пусть 1 литр 30р, тогда в день убытки компании составляли 600 000тыс. руб.) , и по отработанной схеме топливо реализовалось. Представьте сколько топлива теряла компания в день/неделю/месяц!! В итоге схему с топливозаправщиком прикрыли. После этого, первое время, все было более-менее хорошо, но через какое-то время пропажа топлива возобновилась. Долго думали, гадали, искали. Понимали, что схему с топливозаправщиком прикрыли, но каналы сбыта остались. В итоге нашли место слива.
Вот он русский менталитет. Вот она изобретательность.
Обнаружили ВНИМАНИЕ! трубу в 2КМ длиной, через которую ежедневно сливалось топливо с карьера!
В конечном итоге поставили систему АСКУДН- систему автоматического учета топлива. Теперь руководство в реальном времени при помощи системы видит где, сколько, кто залил. Видит все этапы перелива топлива от нефтебазы до выхлопной трубы каждой единицы транспорта, причем, залить то количество топлива, которое и без того просматривается руководством, работники могут исключительно в определенный бензобак/топливный резервуар и никуда иначе при помощи RFID идентефикации каждого бака/резервуара с топливом . Система не из дешевых, но при таком потреблении и хищении топлива окупилась за несколько месяцев.
Я это все к тому, что воруя топливо у своей компании, вы воруете у себя. Пожалейте руководство, им итак сейчас тяжело.
Кто что думает по этому поводу? С какими еще способами слива топлива сталкивались?

Оффлайн Vel

  • Постоянный обитатель
  • *****
  • Сообщений: 557
  • Репутация: 17
  • Тяжело жить без нагана...
Re: Проблемя хищения топлива на предприятиях
« Ответ #1 : Ноябрь 29, 2016, 23:27:51 pm »
Цитировать
можно сделать вывод, что только совместными усилиями и всеобщей организацией, возможно изжить недобросовестных сотрудников и расхитителей ГСМ. Для этого следует организовывать курсы повышения квалификации, проводить беседы и четко прописывать в должностных обязанностях все права и действия сотрудников.
Все это конечно правильные меры, и система АКСУНД и ОМНИКОМ... Доводилось мне работать в одной крупной компании, где слив топлива расценивался, как "из ряда вон" случай рядовыми работниками, т.е. машинистами горной техники.

Горное дело - форум шахтеров и горняков

Re: Проблемя хищения топлива на предприятиях
« Ответ #1 : Ноябрь 29, 2016, 23:27:51 pm »