Автор Тема: В госдуме РФ займутся проблемами металлургии и горной промышленности...  (Прочитано 1765 раз)

Оффлайн Vel

  • Постоянный обитатель
  • *****
  • Сообщений: 557
  • Репутация: 17
  • Тяжело жить без нагана...
Совсем недавно при Комитете Государственной Думы РФ по промышленности был создан Экспертный совет по законодательному обеспечению модернизации и развития металлургической и горнорудной промышленности. Сам факт его создания свидетельствует о том, что в этом секторе экономики накопилось немало проблем. О наиболее важных из них рассказывает председатель Экспертного совета при Комитете ГД по промышленности, депутат Государственной Думы РФ Василий Швецов.

- Как можно охарактеризовать современное положение на мировых рынках минеральных и сырьевых ресурсов? В какой степени влияют рыночные тенденции на развитие горнорудной промышленности страны?

- Именно эти вопросы мы рассматривали в начале октября на заседании Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» в Перми. Хочу сразу отметить, что Правительство РФ предприняло ряд мер по преодолению последствий кризиса 2008-2009 годов и обеспечению развития сырьевых отраслей. В результате эти меры позволили увеличить в 2011 году добычу угля на 4%, нефти - на 1,2%, растут объёмы добычи отдельных видов металлических руд, других полезных ископаемых. Однако развитие отрасли, а соответственно, и укрепление экономики страны в условиях нахождения в ВТО требует не только увеличения добычи природных ресурсов, но и максимального увеличения объёмов внутренней переработки этих ресурсов, более эффективного их использования.

А это значит, что необходимо серьёзно повышать технологический уровень, снижать материальные издержки при добыче и использовании природно-ресурсного потенциала, обеспечивать сохранение его воспроизводящих возможностей, а также возобновлять полномасштабную геологическую разведку.
С одной стороны, горнопромышленный комплекс испытывает те же проблемы, что и остальные отрасли экономики: необходимость серьёзной модернизации и реструктуризации, нехватка квалифицированного персонала, тарифы монополий, коррупция… Но в то же время позиции горно-промышленного комплекса более уязвимы, так как его продукция в полной мере может быть востребована в условиях полноценно работающей в целом экономической системы.

Вместе с тем в текущем году ряд новых факторов стал оказывать негативное воздействие на сырьевой комплекс. На мировом рынке происходит сокращение спроса, изменения в структуре потребления сырьевых товаров, снижение цен, в том числе в основных секторах российского экспорта. Например, цены на чёрную руду снизились в 2 раза, прежде всего из-за снижения спроса со стороны Китая, а цена на коксующийся уголь упала с 225 долл. до 114 долл. Негативные сдвиги происходят на рынках металлов. Потенциал отрицательных изменений нарастает на рынках газа и нефти. На сырьевых и энергетических рынках появились новые игроки, владеющие высокопроизводительными технологиями, которым российские компании проигрывают конкурентную борьбу из-за низкой эффективности своей работы. К тому же ряд стран прибегает к созданию налоговых льгот и действенных финансовых стимулов для поддержки собственных производителей. В итоге все это ведёт к обострению конкуренции на традиционных рынках сбыта российских компаний, уменьшению ими объёмов экспорта и к сокращению производства на ряде предприятий страны.


- Рост транспортных тарифов, цен на электроэнергию также, наверное, можно считать негативными факторами?


- Конечно. Эти процессы являются серьёзным препятствием для сохранения российской доли мирового рынка сырья. Потому хотя бы, что, например, в цене энергетического угля расходы на транспорт и электроэнергию составляют сегодня почти 60% и с учётом портовых сборов за перевалку угля значительно превышают тарифы в Австралии и США. Более того, экспертная оценка работы ОАО «Российские железные дороги» показывает, что при сохранении темпов реконструкции железнодорожной инфраструктуры перевозка планируемых объёмов ряда сырьевых ресурсов на экспортных направлениях уже в ближайшей перспективе будет существенно затруднена. Это, согласитесь, может стать очень серьёзным препятствием в работе многих предприятий горнорудной промышленности. Причём речь идёт не об отдалённом будущем.


Вопрос тарифов на железнодорожном транспорте сегодня особенно актуален в связи с тем, что перспективы добычи руды, угля, газа, нефти связываются с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком. Учитывая это, важно отработать вопрос дифференциации стоимости перевозок.

Зачастую так же необоснованным является рост тарифов на электроэнергию и другие монопольные продукты. Вступление в ВТО возбуждает аппетиты естественных монополий, желающих приравнять цены монопольных продуктов внутри страны к мировым, без учёта особенностей - территорииальных, климатических.
 
- Наверное, на ситуацию можно повлиять налоговыми мерами, предоставлением доъбывающим предприятиям ряда льгот, преференций?

- Введение Правительством РФ дифференцированных ставок НДПИ для ряда месторождений нефти и сортов угля сыграло положительную роль в наращивании добычи. В январе текущего года правительством была принята долгосрочная программа развития угольной отрасли на период до 2030 года с общим объёмом финансирования свыше 3,5 трлн рублей. С целью решения задач данной программы формируются конкретные проекты поэтапного развития соответствующих направлений, реализуемых при объединении усилий и разделении ответственности государства и бизнеса.


Сфера ответственности государства включает в себя совершенствование законодательной, нормативно-правовой базы эффективного функционирования и модернизации производства, обеспечение должного надзора и создание благоприятного инвестиционного климата.


Сфера ответственности бизнеса включает активное выдвижение и реализацию проектов модернизации производства, обеспечение промышленной безопасности и охраны труда, выполнение социальных обязательств.


К сожалению, ныне действующая система налогообложения в стране не стимулирует собственников на внедрение новейших технологий, рациональное использование природных ресурсов, в том числе разработку малых и средних месторождений нефти и газа, других видов ценного сырья.


В усилении государственной поддержки особенно нуждается освоение новых перспективных месторождений в труднодоступных районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Якутии, где предстоит создавать дорогостоящую инфраструктуру.


Есть и другие проблемы, также достаточно серьёзные. В частности, в глубоком реформировании нуждается система подготовки горных специалистов. Острый недостаток менеджеров технических профессий негативно отражается на развитии и безопасности горнодобывающих производств.

Эти и ряд других нерешённых проблем существенно сдерживают развитие отечественного горного бизнеса.

Здесь нужно учитывать, что, по прогнозам экспертов, радикальные изменения на мировом рынке минерального сырья носят долговременный характер. Поэтому сохранение действующей системы налогообложения и госрегулирования в стране может привести к закрытию целого ряда крупных и средних горных предприятий, сокращению занятости, снижению доходов населения. Следствием может стать падение совокупного внутреннего спроса, являющегося важнейшим стабилизатором экономики страны. То есть последствия могут быть тяжёлыми.

- Понятно, что перспективы достаточно тревожные. Что делать?

- Особое внимание нужно обратить на вопросы повышения производительности труда, снижения издержек производства.
Необходимо ускорить создание в стране целостной нормативно-правовой базы инновационной деятельности, решить вопрос о списании на себестоимость продукции и освобождении от налогов затрат компаний на НИОКР, создать более благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в разведку и освоение новых месторождений.
Нужно решить проблему с железнодорожными перевозками, принять меры по стабилизации тарифов на перевозку минерального сырья и развитию транспортной сети. При этом развивать её следует обязательно с учётом освоения новых месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке.

Что касается налоговой политики, то прежде всего следует ввести налоговые льготы для разработки и производства новейшего оборудования для горной промышленности. К сожалению, пока отечественное горное машиностроение не удовлетворяет потребности горнодобывающей промышленности в производстве современного оборудования, машин и новых технологий. На большинстве предприятий, добывающих руды цветных металлов, практически не встретить отечественное подземное оборудование. Большой объём импортного оборудования и в угольной отрасли. В связи с чем особенно актуальным является вопрос развития отечественного горного машиностроения.


Необходимо предусмотреть для научно-исследовательских работ в минерально-сырьевом секторе экономики систему стимулов в виде налоговых кредитов и специальных ставок, а также обеспечения прямых государственных закупок для внутреннего рынка.


Многое зависит от федеральных органов власти. Министерству экономразвития России и Министерству финансов России с привлечением профильных министерств и ведомств, на мой взгляд, необходимо подготовить и внести в Правительство РФ предложения о предоставлении льгот по уплате НДПИ горными компаниями при освоении месторождений твёрдых полезных ископаемых в труднодоступных и отдалённых районах. При этом целесообразно учитывать затраты пользователя недр на создание необходимой социальной и иной инфраструктуры. Средства для этого нужны немалые.


Также с участием представителей бизнес-сообщества необходимо разработать и ввести комплекс мер по стимулированию создания малых предприятий для освоения малых и средних месторождений, включая разработку для них налоговых льгот. Обязательно нужно упростить существующие сегодня длительные многоуровневые процедуры получения согласований, разрешений, экспертиз при оформлении земельных участков для строительства новых горных предприятий и внешних подъездных путей.


Очевидно ещё одно: для решения накопившихся проблем нужно объединить усилия исполнительной и законодательной власти, экспертного сообщества, отраслевых объединений бизнеса. Задачи стоят серьёзные, и справиться с ними можно только сообща.


Оффлайн Vel

  • Постоянный обитатель
  • *****
  • Сообщений: 557
  • Репутация: 17
  • Тяжело жить без нагана...
Госдума в очередной раз пернула мозгом в лице Васи Шевцова!
"...Правительство РФ предприняло ряд мер по преодолению последствий кризиса 2008-2009 годов и обеспечению развития сырьевых отраслей. В результате эти меры позволили увеличить в 2011 году добычу угля на 4%, нефти - на 1,2%, растут объёмы добычи отдельных видов металлических руд, других полезных ископаемых..."
Эти меры выразились в привлечении иностранного капитала в горнорудную промышленность и не более! Все ж очевидно, инвесторам из-за бугра выгоднее добывать в России - это мизер конкуренции и дешевая рабочая сила, ясный пень, что меньшими силами увеличилась добыча и на этом фоне - позитивная картинка роста производительности труда, причем тут Правительство РФ!? Далее по тексту штампы: увеличение добычи, увеличение переработки... Переработки чего и где? Перегнать нефть на херовую соляру и бензин и сжечь газ в котельных это переработка? Хочется спросить: "Вася, а ты вообще  в курсе, что металлургия на сегодня находится в агонии, в предсмертной?"
"...снижать материальные издержки при добыче и использовании природно-ресурсного потенциала, обеспечивать сохранение его воспроизводящих возможностей, а также возобновлять полномасштабную геологическую разведку..."
Улыбнуло... На сегодня собственники-недропользователи и не собираются кайлом вести добычу, а основная издержка для них это зарплата рабочих...
А вот "сохранение воспроизводящих возможностей природно-ресурсного потенциала" это как? В горнорудной промышленности то? Наверно только Вася знает! Возобновить полномасштабную геологоразведку! Круто сказано, но просто звук и не более.
Далее просто словесный понос про транспортные тарифы, монополии и прочее... Государство уже не владеет ситуацией ни в  формировании тарифов, ни в ценообразовании сырья на внутреннем рынке, да и на внешнем тоже. На сегодня участие Государства в развитии горнорудной промышленности заключается во взимании НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и все! В угольную промышленность будет вложено 3,5 трлн рублей! Ура! Читаем ниже:"... С целью решения задач данной программы формируются конкретные проекты поэтапного развития соответствующих направлений, реализуемых при объединении усилий и разделении ответственности государства и бизнеса...", т.е. угольщики мимо сладкого, это создание проектов и разделение ответственности (уголовной?) К стати на фоне Стаб.и резервного фондов РФ - 1 82 трлн. руб. и 2,62 трлн. руб. это не такие уж большие деньги... 
"...цены на чёрную руду снизились в 2 раза, прежде всего из-за снижения спроса со стороны Китая, а цена на коксующийся уголь упала с 225 долл. до 114 долл..."
Мы уже о похожем начали разговор, я про редкоземельные металлы, то ли еще будет?
Ну и на вопрос: "Что делать?"
Во первых строкАх опять повышение производительности труда, снижение издержек, и прочий словесный понос (нарочно повторяюсь потому как другого названия терминам в которые не вкладывается смысл не нахожу),  ну и привлечение инвестиций ессесно! Приедет богатый дядька из-за бугра и поднимет нашу промышленность и геологию и ифраструктуру учтет... Да видел он все это в одном месте! Какой дурак будет вкладываться в зкономику чужого государства( если только развалить ее), поднимать его промышленность и гоелогоразведку!? Бред полный! Это все выльется в конские откаты за льготы по НДПИ, к бабушке не ходи!
Ну и на поседок: "...для решения накопившихся проблем нужно объединить усилия исполнительной и законодательной власти, экспертного сообщества, отраслевых объединений бизнеса. Задачи стоят серьёзные, и справиться с ними можно только сообща."
Блин, интересно, Вася сам то понял что сказал?

Оффлайн admin

  • Administrator
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 473
  • Репутация: 6
    • E-mail
Давно пора заняться.
И ещё - слава богу в период кризиса у нас его не было (в Казахстане), по крайней мере у нас на предприятии - наши в это время ещё и умудрились 1 миллиард вбахать в постройку нового медного завода.... А вот зарплаты у нас в среднем ниже, чем на подобных предприятиях России...

Оффлайн Vel

  • Постоянный обитатель
  • *****
  • Сообщений: 557
  • Репутация: 17
  • Тяжело жить без нагана...
У вас наверное это еще впереди (не дай бог конечно же). Пробей предприятия Казахстана по инету, форма собственности и кто инвесторы, и у кого какой процент акций. То что завод построили вполне логично, руду дешевле на месте переработать, тем более, что запасы приличные и проект наверняка долгосрочный. А вот зарплата с уровнем жизни вяжется? Похоже у вас тоже "снижают издержки и повышают рост производительности труда". Проблемы , похоже, одни и те же, что у вас что у нас... К стати кризис 2008-2009г.г. обыватель ДФО (дальневосточный федеральный округ) как то и не зметил... По телеку трещали, дескать кризис у нас, вы чо не видети? Да нет, блин, незаметили как то :). Может кризис у власти был, а мы и не заметили, на работе были наверно ;D

Оффлайн admin

  • Administrator
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 473
  • Репутация: 6
    • E-mail
У нас владельцы - корпорация Глинкор, вполне платежеспособные ребята.

Оффлайн Vel

  • Постоянный обитатель
  • *****
  • Сообщений: 557
  • Репутация: 17
  • Тяжело жить без нагана...
Да, богатые буратины, причем инвестируют беспроигрышные варианты, т.е. не рискуют или совсем по мизеру. Они и в Украине чо то замутили, да и по миру у них проектов немеренно.

Горное дело - форум шахтеров и горняков