Автор Тема: Диспетчеризация производства: основы автоматизации  (Прочитано 2904 раз)

Оффлайн Driver

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 370
  • Репутация: 4

Диспетчеризация как процесс управления


Представим себе новенький завод из восьми — двенадцати цехов, с современным оборудованием и с подготовленным персоналом. В административный корпус стоит очередь из заказчиков, в архиве лежит полный комплект документации на изделия с инновационными технологиями производства. Что дальше?

А дальше нужно:

1. Принять заказы, оценивая возможности их выполнения по срокам.

2. Спланировать закупки комплектующих и материалов.

3. Сформировать планы производства, которые могут быть многоуровневыми (предприятие, цех, участок, рабочий центр) и обязаны быть взаимосвязанными .

4. Спланировать мероприятия, обеспечивающие выполнение планов в условиях существующих ограничений (организация сверхурочных или сменных работ, передача работ субподрядчикам, оптимизация мощностей и запасов).

5. Оценить выполнение плановых заданий на каждом из уровней и выработать корректирующие решения.

Вроде бы классический пример цикла Деминга — Шухарта («планируй — делай — проверяй — улучшай»). Однако применительно к управлению производством он может оказаться не таким уж простым.

Спланировать работу предприятия в целом, его служб и цехов на основе имеющихся данных об изделиях и технологиях — задача сама по себе непростая, особенно если учитывать ограничения и тем более на нижних уровнях (выполнение технологических операций). При отсутствии автоматизации централизованное планирование на предприятии обычно ограничивается подготовкой плана по выпуску готовой продукции и укрупненными графиками изготовления изделий с длинным производственным циклом. Реже централизованно формируются планы для цехов, иногда укрупненные до узлов или планово-учетных единиц. Более детальные планы для цехов при ручном планировании формируются непосредственно в цехах и на участках. При этом цеховые планы труднее синхронизировать между собой — ведь у них разные авторы. Получается довольно сложная и «медленная» система планирования. Но самое главное — сформированный сегодня план уже завтра становится неактуальным: часть его должна быть выполнена, другая часть — откорректирована. А собрать фактические сведения по выполнению планов — дело еще более сложное, ведь нужно за относительно короткий срок собрать большой объем сведений, чтобы данные учета были актуальны.

К счастью, ручные планирование и учет производства уступают место, пусть пока и неохотно, автоматизированным системам управления производством. При этом функция планирования сама по себе представляется организационно более простой, так как основывается на статичных описаниях изделий (структура, техпроцесс) и производственной среды (структура предприятия, описание и графики работы рабочих центров, справочники). Для диспетчеризации необходимо предусмотреть и механизмы сбора постоянно меняющихся данных, и их верификацию.

Оффлайн Driver

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 370
  • Репутация: 4

Уровни и задачи диспетчеризации


Для предприятия с делением на цеха (или производства) характерна двух-или трехуровневая система диспетчеризации.

1. Уровень центральной службы управления производством (обычно планово-диспетчерского отдела) — основными задачами диспетчеризации здесь чаще всего являются контроль выполнения планов предприятия и графиков изготовления изделий (заказов), планов цехов, оценка степени готовности изделия или заказа (например, по трудоемкости) и оценка запасов деталей и сборочных единиц (ДСЕ), а также полуфабрикатов.

2. Цеховой уровень управления производством (планово-диспетчерское бюро) — здесь контролируют выполнение плана цеха и обеспечивающих его планов участков (если составляются).

3. Управление производством на уровне участка — начальник участка или мастер осуществляет пооперационный контроль выполнения работ.

При этом автоматизированная система управления производством должна обеспечивать доступность сведений нижестоящих уровней диспетчеризации на всех вышестоящих уровнях. Например, у начальника планово-диспетчерского отдела должна быть возможность самостоятельно контролировать выполнение и планов участков (если составляются), и отдельных технологических операций для партий ДСЕ.

На практике не всегда применяют наиболее детальный пооперационный учет изготовления ДСЕ в автоматизированных системах. Это связано, во-первых, с потребностями рассматриваемого уровня диспетчеризации. Например, для уровня планово-диспетчерского отдела объектами учета могут выступать только заказы, партии заказов (изделия), крупные узлы из графиков изготовления изделий и партии ДСЕ.

Этого вполне достаточно для оценки выполнения основного производственного плана, графиков изготовления изделий и номенклатурных планов цехов. При этом прохождение партий ДСЕ по цехам и участкам и выполнение отдельных технологических операций в цехах может не рассматриваться — как избыточная информация.

Во-вторых, в автоматизированную систему могут быть переданы упрощенные сведения об изделии или производственной среде, что не позволяет опуститься ниже определенного уровня объектов учета при диспетчеризации производства. Например, технологические операции в автоматизированных системах могут быть описаны упрощенно: «мехобработка» вместо фактически выполняемых операций «токарная», «фрезерная», «сверлильная». Или в расцеховочном маршруте могут быть не указаны некоторые цеха или цехозаходы, в справочнике подразделений могут отсутствовать участки или склады.

Подобные упрощения часто используются сознательно — для снижения общих затрат на учет и на описание моделей изделий и предприятия, если более детальный учет вести нецелесообразно. В некоторых случаях потребность в точном пооперационном учете может существовать, но при этом ресурсов для быстрого ввода большого количества данных оказывается недостаточно, поэтому детализация диспетчеризации производится поэтапно, в соответствии с графиком проекта внедрения автоматизированной системы управления производством.

При этом сама автоматизированная система должна поддерживать возможность использовать различные уровни детализации учета, не теряя работоспособности.

Оффлайн Driver

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 370
  • Репутация: 4

Актуальность данных при диспетчеризации


Одним из важнейших условий успешного использования автоматизированной системы управления производством для целей диспетчеризации является обеспечение актуальности поступающих данных. При «простой» автоматизации учета, когда пользователи обязаны «прямолинейно» вводить данные (например, о выполненных операциях или изготовленных ДСЕ) в систему автоматизации, увеличивается вероятность получения неактуальных сведений.

Это происходит по разным причинам: невнимательность и ошибки, нарушение периодичности ввода данных, невнесение отклонений фактических сведений от плановых и пр. При автоматизации производственного учета важно максимально предотвратить появление подобных ситуаций.

Наиболее действенным способом повышения актуальности данных диспетчеризации являются встраивание процедур ввода данных о ходе производства в естественные процессы работы сотрудников и обеспечение сквозной прослеживаемости объектов учета в производстве.

Прослеживаемость объектов учета должны обеспечить сопроводительные документы, модифицированные для быстрой обработки машинным способом. Это могут быть, например, дополнительно указанные коды и обозначения объектов учета из базы данных автоматизированной системы в сочетании с использованием штрихового кодирования.

Сами сопроводительные документы должны при этом появляться из системы автоматизации, а не вноситься в нее с бумажных носителей. Кроме того, они должны быть связаны между собой в соответствии с принятой на предприятии методикой учета. При выполнении перечисленных условий учетные документы будут существовать одновременно и в бумажном (где это необходимо), и в электронном виде, а их обработка будет осуществляться в автоматизированной системе и служить объективным источником данных для диспетчеризации.

Диспетчеризация производства будет осуществляться автоматически на основании выполняемых пользователем действий по работе с документами. Такой подход — работа «от документа» — позволяет избежать дополнительных затрат на ведение регламентированного учета одновременно на бумаге и в информационных системах, а также сократить влияние человеческого фактора.

Оффлайн Driver

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 370
  • Репутация: 4

Цели диспетчеризации


Диспетчеризация производства может использоваться в следующих целях.

1. Учет выполненных работ с различной детализацией, учет выполнения планов и графиков. Потребителями данной информации являются производственные службы всех уровней управления и службы, заинтересованные в информации по готовности заказов.

2. Учет фактических прямых производственных затрат (материальных и трудовых), а также незавершенного производства в целях регламентированного учета.

3. Складской учет полуфабрикатов, готовых ДСЕ и готовой продукции.

Средствами диспетчеризации производства каждая из перечисленных целей может достигаться либо отдельно, либо совместно в произвольном сочетании. Однако каждая цель предъявляет свои требования к функционалу производственного учета.

Учет выполняемых работ по изготовлению партий ДСЕ требует своевременного и наиболее быстрого обновления сведений. Во главу угла ставится контроль номенклатуры выполненных работ и сроков их выполнения. Пользователям нужна информация о состоянии дел на настоящий момент для принятия своевременных и верных решений по управлению производственными процессами. И если детализация учета достигает контроля выполнения отдельных технологических операций, то время появления фактических данных в информационной системе должно исчисляться минутами. Диспетчеризация производства в этом случае предъявляет наиболее высокие требования к исполнительской дисциплине и поддержанию актуальности данных об изделиях и производственной среде в производственных спецификациях.

Учет затрат и незавершенного производства в целях регламентированного учета требует актуализации сведений на начало или конец отчетного периода. Как правило, это месяц, квартал или год. Учет затрат требует наличия в моделях предприятия и изделия лишь мест учета затрат или незавершенного производства и стоимостных оценок по переделам или условным технологическим операциям. Другими словами, в целях учета затрат и «незавершенки» вполне допустимо укрупнение объектов учета и интервалов актуализации данных, что снижает затраты на учет.

Складской учет может производиться в целях как регламентированного, так и оперативного учета — например, для комплектования сборочных единиц либо учета складских запасов при планировании производства или закупок. В обоих случаях требуется более простая модель предприятия — только места хранения (кладовые и склады). Интервал актуализации данных зависит от целей складского учета и соответствует случаям, рассмотренным выше.

При автоматизации производственного учета нельзя упускать из виду цели такого проекта. Если, помимо регламентированного учета затрат или складских запасов, диспетчеризация нужна для оперативного управления производством и планирования, то заказчик функционала и руководитель проекта должны обеспечить исполнительскую дисциплину и механизмы поддержания необходимой точности и актуальности данных. Если этого не происходит, то даже верно спроектированная и реализованная подсистема диспетчеризации может «деградировать» и превратиться в подсистему упрощенного регламентированного учета, непригодную в качестве обратной связи для планирования и принятия своевременных решений.

При решении задач диспетчеризации важно найти компромисс между необходимой точностью и своевременностью учета производства, с одной стороны, и затрачиваемыми для этого усилиями — с другой. Наиболее логичным способом представляется построение системы диспетчеризации в два или три этапа, соответствующих уровням управления производством. Сначала система охватывает учет готовых изделий (уровень предприятия), затем — учет выполненных работ по партиям ДСЕ без учета отдельных технологических операций внутри цеха или участка (уровень цехов, производств, участков), а затем — пооперационный учет (внутрицеховой уровень). На каждом этапе необходимо определить объекты учета и требуемую частоту актуализации данных, достаточную для своевременной реакции на отклонения. Каждый уровень учета должен быть независим от нижестоящего, чтобы его можно было сразу же использовать, но должен предусматривать механизмы получения результатов работы нижестоящего уровня после его внедрения.

С экономической точки зрения целесообразно совмещать достижение различных целей диспетчеризации с помощью единого модуля производственного учета системы управления производством. Правильной представляется интеграция такого модуля с системой регламентированного учета, в которую поступает консолидированная учетная информация и из которой появляются отдельные учетные сведения, например для складского учета.

Оффлайн Driver

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 370
  • Репутация: 4
Такую вот большую статью нашел у себя в закромах. Решил разбить на несколько частей, так как в одном топике не читалось. Думаю актуально - многие до сих пор как в каменном веке живут! Обсуждаем.

Горное дело - форум шахтеров и горняков