Автор Тема: ЧАО «Докучаевский Флюсово-доломитный комбинат» - история, развитие, перспективы  (Прочитано 2499 раз)

Оффлайн admin

  • Administrator
  • Завсегдатай
  • *****
  • Сообщений: 473
  • Репутация: 6
    • E-mail

ЧАО «Докучаевский Флюсово-доломитный комбинат» - история, развитие, перспективы


Годы становления (1912-1917 гг.)

1912 год. Русско-бельгийское акционерное общество для нужд Петровского металлургического завода (нынешний Енакиевский металлургический комбинат) начало промышленную добычу известняков ручным способом в Александрийских каменоломнях, которые получили название Еленовские карьеры. В том же году начато и в 1914г. завершено строительство ширококолейной железной дороги до ст. Еленовка протяженностью около 9 верст. Объем добычи известняка в 1912-1914 гг. составил 33, 124 и 231 тыс.т. соответственно.

Восстановление и развитие. Переход от ручной добычи к механизированной (1924-1941 гг.)

В 1924 г. на базе Еленовских карьеров создается Еленовское карьероуправление и начата ручная добыча и поставка флюсовых известняков металлургическим заводам треста «Югосталь». Вскрышные работы проводили в основном с применением наемного гужевого транспорта, грабарями, объединенными в артели, с которыми карьероуправление заключало договоры.

Начало перехода к механизированному способу добычи известняков положили поступившие в рудоуправление в 1928 г. два паровых экскаватора «Шкода» и «Менк», а с вводом в эксплуатацию в 1929 и 1930 гг. двух турбин Еленовской ТЭС началось применение на горных работах электрических горных машин. Первый электрический экскаватор БИ-50 в Еленовское карьероуправление поступил в 1929 г.

1931 г. ознаменовался началом строительства первой в СССР дробильно-обогатительной фабрики (ДОФ) по переработке известняков и понижающей электроподстанции «Донэнерго». В 1933 г. осуществлен пуск 1 -и секции ДОФ и произведено подключение ее к подстанции «Донэнерго». Получена партия паровозов серии ЭМ.

В 1934-1935 гг. введены в эксплуатацию механизированные участки Комсомольский и Первомайский, преобразованные затем в Доломитный и Восточный рудники соответственно. Введена в строй 2-я секция ДОФ. В 1938 г. добычные участки переименованы в рудники «Базалиевый», «Комсомольский», «Центральный», «Восточный», а Еленовское карьероуправление — в рудоуправление.

В 1939 г. в Еленовском рудоуправлении экскаваторный парк уже состоял из 25 экскаваторов различных марок, бурение осуществлялось 39 ударно-канатными станками и 38 перфораторами. Несмотря на высокие темпы механизации горных работ, ручная добыча существовала вплоть до 1941 г. Механизированная добыча известняка обеспечивала сырьем ДОФ, а добывавшийся ручным способом известняк отправляли непосредственна на металлургические заводы.

Транспортирование сырья от экскаваторных забоев на ДОФ, а пустых пород в отвалы осуществлялось железнодорожным транспортом по широкой колее в думпкарах грузоподъемностью 20-40 т.

В предвоенном 1940 г. Еленовское рудоуправление произвело 4,2 млн.т. товарного известняка, что составило 60% республиканского и 40 % общесоюзного производства.

В 1941 г. рудоуправление эвакуируется на Урал в горное управление Магнитогорского металлургического комбината.

Восстановление в военный и послевоенный периоды (1943-1950 гг.) и дальнейшее развитие Докучаевского Флюсово-доломитный комбината (1950-1991 гг.)

В сентябре 1943 г. после освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление Еленовского рудоуправления. В кратчайшие сроки были восстановлены электроподстанция, рудники, ДОФ. железнодорожные пути, жилой фонд, культурно-бытовые учреждения. Уже в 1944 г. в работе находились 4 экскаватора и было произведено 800 тыс.т. товарной продукции.

К 1950 г. разрушенные 1-я и 2-я секции ДОФ были полностью восстановлены, а строившиеся 3-я секция ДОФ, ремонтно-механический цех, литейное отделение, центральная парокотельная, паровозное и вагонное депо, центральный склад были введены в эксплуатацию, Рудоуправление в 1950 г. произвело 4,9 млн т товарной продукции, что превысило довоенный уровень производства на 700 тыс. т. Ручная добыча на рудниках была полностью заменена механизированной.

В 1950-1960-х годах введены в эксплуатацию новые производственные мощности, которые способствовали
как развитию сырьевой базы предприятия и наращиванию объемов производства, так и расширению ассортимента производимой товарной продукции с более глубоким переделом — обожженных доломитов для металлургических предприятий юга европейской части страны: карьер «Стыльский» с инфраструктурой; ДОФ-2 для переработки Стыльских доломитов; доломитообжиговый завод, основой которого являются три вращающиеся печи длиной 90 м и диаметром 3,6 м для производства доломитов, полученных в режиме высокотемпературногообжига.

Построен газопровод высокого давления и осуществлен перевод вращающихся печей с газомазутного на газовое топливо.Закончено строительство облицованного железобетоном нового русла р. Сухая Волноваха в районе нынешнего карьера «Восточный».

В 1961 г. Еленовское рудоуправление переименовывается в Докучаевский флюсо-доломитный комбинат.

В 1971 г. комбинат за высокие трудовые достижения был награжден орденом «Знак Почета».

В 1976 г. введена в эксплуатацию 1-я секция, а в1984 г. — 2-я секция ДОФ-3, предназначенные для производства товарных - усредненных доломитизированных известняков фракций 5-25 и 20-50 мм. Изготовлен на базе самосвала БелАЗ дизель-электрический «перегонщик» для перемещения экскаваторов без подключения к ЛЭП. Наряду с экстенсивными методами наращивания объемов производства и расширения номенклатуры выпускаемой продукции широко применялся и интенсивный метод: внедрялась новая техника и оборудование, совершенствовалась технология ведения буровзрывных и горных работ: ударно-канатные станки УКБ были заменены на станки шарошечного бурения БСВ, а затем на более современные и производительные СБШ-250МН-32, что позволило улучшить и условия труда бурильщиков и повысить их производительность при бурении взрывных скважин более чем в три раза.

Внедрено многорядное взрывание с использованием диагональной схемы и пиротехнических замедлителей КЗДШ-58, что дало возможность увеличить время воздействия взрыва на массив горных пород, тем самым было достигнуто улучшение степени дробления взорванной горной массы, снижен выход негабарита с 15 до 2-3,5 %, уменьшена ширина развала взорванной горной массы, что немаловажно при работе на железнодорожном транспорте. В качестве взрывчатых веществ используются аммонит № 6ЖВ, тротил, граммонит 79/21: на выемочно-погрузочных работах в забоях экскаваторы СЭ-3 заменены на ЭКГ-4,6, а впоследствии ЭКГ-5А и ЭКГ-8И;

На железнодорожных отвалах установлены экскаваторы ЭКГ-4,6, что позволило многократно сократить объем работ по передвижке железнодорожных путей.

С целью механизации трудоемких работ по укладке балласта при устройстве верхнего строения железнодорожных путей приобретены 7 хоппер-дозаторов.

Транспортирование отходов железнодорожным транспортом в отвалы ДОФ переведено на конвейерный транспорт с применением консольных отвалообразователей.

На железнодорожном транспорте параллельно с заменой паровозов 55-й серии на более мощные серии СО начался этап электрификации путей и постепенной замены паровозов на электровозы. По состоянию на 1967 г. протяженность электрифицированных железнодорожных путей составила 97 км: был электрифицирован участок пути перегона ст. «Обжиг» — ст. «Стыла» и завершена электрификация всех путей внешнего сообщения.

В 1968 г. на комбинате уже эксплуатируются 7 электровозов переменного тока Д-100, а также 32 паровоза серии СО и 55-й серии. В 1969 г. получена первая партия электровозов ЕЛ-10 производства ГДР. Парк думпкаров грузоподъемностью 40 т в 1966 г. был заменен на думпкары грузоподъемностью 60-80 т, которые, в свою очередь, в конце 1990-х годов были заменены на думпкары грузоподъемностью 105т. В 1980г. выведены из эксплуатации последние паровозы серии СО, С этого времени на предприятии эксплуатируются тяговые агрегаты ОПЭ-1А, ЕЛ-10 и тепловозы различных марок. В 1983 г. общая протяженность железнодорожных путей составила 250 км, при этом 186 км из них были электрифицированы.

В 1974 г. начат и в 1976 г. завершен перевод карьера «Центральный» на систему разработки с применением комбинированного автомобильно-железнодорожного транспорта с устройством экскаваторных перегрузочных пунктов, что было вызвано необходимостью углубки карьера и относительно небольшими размерами карьера, затруднявшими дальнейшее применение железнодорожного транспорта на вывозке горной массы непосредственно из экскаваторных забоев. В дальнейшем на систему разработки с применением комбинированного транспорта были переведены карьеры «Доломитный» (1982 г.) и «Восточный» (1994 г.).

На автоперевозках горной массы в карьерах применялись самосвалы БелАЗ грузоподъемностью 27 т, парк которых по мере износа и перехода Белорусского автозавода на выпуск более мощных самосвалов переоснащался на машины грузоподъемностью 40 т, а затем 42т.

В1988 г. началось внедрение в карьере "Центральный" циклично-поточной технологии (ЦПТ) добычи обычных известняков по проекту, разработанному силами проектно-конструкторского отдела комбината и проектного института «Укргипроруда» (г. Харьков}. В начале 1991 г. строительство было завершено, и до конца года по данной технологии произведено 1,92 млн т товарной продукции.

Развитие в 90-е годы прошлого и первое десятилетие нынешнего века Докучаевского Флюсово-доломитного комбината

Разразившийся мировой экономический и финансовый кризис, вызвавший снижение производства в черной металлургии Украины и в других отраслях промышленности — потребителях известняковой продукции и резкое сокращение ее экспорта в страны СНГ, привели к возникновению существенного превышения предложения над спросом. В условиях высокой инфляции и при наличии профицита известняковой продукции на внутреннем рынке Украины возможности поддержания цен с учетом уровня инфляции были минимальны. Вследствие этого Докучаевский флюсо-доломитный комбинат, как и многие другие предприятия в этот период, практически лишились оборотных средств и тем самым были поставлены на грань выживания.

Главной стратегией выживания комбината в этот 'сложный период было повышение конкурентоспособности производимой товарной продукции за счет улучшения ее качества, повышения рентабельности путем снижения
себестоимости и недопущения падения объема продаж за счет более выгодного ценового предложения по срав-
нении с конкурентами.

Поставленная цель была достигнута путем:

- Изменения режима горных работ на карьерах комбината по результатам выполненного специалистами комбината горно-пространственного и горно-геологического анализа карьерных полей: в зоне ведения добычных работ темпы их понижения были увеличены, а в зоне вскрышных работ — снижены или вскрываемые участки были полностью переведены в режим временной консервации; установленный новый режим горных работ позволил существенно уменьшить объемы извлекаемой вскрыши, снизить грузооборот технологического автотранспорта на перевозках вскрыши, сократить затраты на ведение вскрышных работ, снизить себестоимость добываемого сырья;

- Организации временного внутреннего отвалообразования на карьерах «Центральный» и «Восточный», а также постоянного внутреннего отвалообразования на карьерах «Доломитный» и «Стыльский»; тем самым было достигнуто улучшение горнотехнических условий работы самосвалов на перевозках вскрыши (сокращены расстояния откатки, снижена высота подъема), поддержана провозная способность парка большегрузных самосвалов, сокращено потребление дефицитных и дорогостоящих горючесмазочных материалов и автомобильных шин;

- Увеличения объема и доли производства в общем объеме товарной продукции, произведенной по ресур сосберегающей циклично-поточной технологии при соответствующем сокращении объема и доли производства аналогичной продукции, но с более высокими затратами на ДОФ-1.

На карьерах комбината в 1999 г. была проведена серия успешных опытов по взрыванию скважин в необводненных горных массивах с использованием дешевого ВВ «Гранулит КС-1». С целью обеспечения широкого использования дешевых ВВ собственного изготовления в 1999 г. был выполнен проект на строительство, построен и введен в эксплуатацию комплекс для производства указанного ВВ, закуплен и переоборудован автобетоносмеситель на базе автомобиля КРАЗ. В дальнейшем при сотрудничестве комбината и ИГТМ АН Украины были разработаны: простейшее взрывчатое вещество ПВС-1У с низким кислородным балансом; технология откачки воды из взрывных скважин.

Конструкция скважинных зарядов в полиэтиленовых рукавах с использованием простейших ВВ для слабо- и среднеобводненных взрывных скважин.

Реализация этих разработок дала возможность расширять сферу использования дешевого ВВ собственного изготовления и довести долю их потребления в 2003-2004гг. до 80%.

В 2001-2002 гг. была внедрена технология обжига доломита во вращающихся печах с введением железосодержащих спекающих добавок, что позволило снизить температуру обжига и уменьшить удельный расход природного газа. С целью недопущения падения объемов производства обожженной продукции в связи с сокращением мартеновского производства стали специалисты комбината в 2003 г. разработали состав и технологию производства обожженного доломита флюсового (ОДФ) для использования металлургическими предприятиями в конвертерном производстве стали.

В 2002-2003 гг. была выполнена реконструкция электрофильтра для вращающейся печи №3. В 2001 г. на базе списанного тепловоза и в 2004 г. на базе моторного думпкара электровоза изготовлены и введены в эксплуатацию два толкателя, применяемые а качестве тяговых агрегатов при погрузке готовой продукции из бункеров цеха обжига доломитов и ДОФ-3, что позволило более эффективно и рационально использовать электровозы ОПЭ-1, сократить простои вагонов а ожидании погрузки.

В 2005 г. сотрудники комбината разработали технологию брикетирования доломитовой обожженной муки, являвшейся отходом производства, и проектную документацию на строительство линии брикетирования. В 2006 г. силами предприятия проект был реализован.

Производимые брикеты по химическому и гранулометрическому составу соответствуют ожелезненному доломитовому флюсу, который используется в кислородно-конвертерном производстве стали. Использование отходов в качестве вторичного сырья в производстве цеха обжига доломита позволило сократить затраты на выпуск обожженной продукции на 7-10 % и снизить удельный расход природного газа на 6-8 %.

В настоящее время в завершающей стадии находится строительство бункера-подогревателя для вращающейся печи № 3, предназначенного для предварительного подогрева отходящими газами печи сырья, подаваемого на обжиг, до температуры 400-450С. Ожидается, что реализация проекта позволит снизить удельный расход природного газа на 8-10%.

В конце 2011 г. комбинат освоил производство негашеной комовой извести для агломерационного производства металлургических предприятий, имеющей следующие основные показатели: содержание (СаО+МдО) — не менее 91 %; 8 — не более 0,07%; потеря массы при прокаливании — не более 3 %.

Состояние производственных мощностей по переработке сырьевой базы и перспективы развитияДокучаевского Флюсово-доломитного комбината

В настоящее время производственные мощности комбината представлены ДОФ-1 и ЦПТЛ, которые производят товарный продукт из обычных известняков следующего фракционного состава: 80-130, 40-80, 15-40, 20-50. 5-20 и 0-5 мм.

ДОФ № 3 состоит из двух идентичных секций и производит усредненные доломитизированные известняки крупностью 20-50 и 5-25 мм, содержащие 7-9 % МдО.

ДОФ № 2 производит сырые доломиты 2-го класса фракции 5-25 мм, содержащие 17-18 % МдО, и направляет их конвейерным транспортом в цех обжига доломита, в котором в трех вращающихся печах производится высокотемпературный обжиг доломита с получением обожженного металлургического доломита, обожженного флюсового доломита, а из известняков обычных или доломитизированных — негашеную комовую известь.

Товарная продукция с напольных складов и бункеров готовой продукции отгружается потребителям в железнодорожный и автомобильный транспорт.

Сырье на комбинат поступает из карьеров «Центральный», «Доломитный», «Восточный», разрабатывающих участки Центральный, Комсомольский и Восточно-Комсомольский (южная часть), и из рудника «Восточный» Еленовского месторождения флюсовых известняков и доломитов соответственно, а также из карьера «Стыльский», ведущего разработку Стыльского месторождения флюсовых известняков и доломитов.

Карьеры обеспечены балансовыми запасами полезных ископаемых на десятки лет вперед и имеют перспективы по их приросту: карьер «Центральный» — в объеме 294 млн.т. за счет вовлечения в отработку расположенного неподалеку геологического участка Восточно-Комсомольский (северная часть); карьер — «Доломитный» - в объеме 27 млн.т. за счет углубки карьерного поля ниже проектной отметки +60 м до отметки +27 м; карьер «Восточный» — в объеме 153 млн.т. за счет вовлечения в разработку расположенного вблизи геологического участка Балка Безводная Еленовского месторождения.

Наличие сырьевой базы, производственных мощностей и возможности их наращивания, развитой инфраструктуры и кадров, пополняющихся молодежью, обучающейся в Докучаевском горном техникуме и созданном на его базе филиале Национального горного университета (г. Днепропетровск), позволяет Докучаевскому флюсодоломитному комбинату, являющемуся градообразующим предприятием, уверенно смотреть в будущее.

По материалам издательства «Горный журнал»

Горное дело - форум шахтеров и горняков